Что имеем — не едим?

Запасы даров леса в десятки раз превышают аппетиты россиян, но извлекать из этого выгоду пока научились только «дикие» частникиПочему в российских лесах не приживаются плантации

В России сложно найти человека, равнодушного к лесным грибам и ягодам. Кто-то предпочитает ходить за ними в лес, кто-то – на рынок. Однако дальше личных гастрономических пристрастий дело заходит редко, российский упорно не замечает возможностей, которые открывает перед ним богатый дарами лес. Между тем, говорят ученые, запасы так называемых недревесных ресурсов в лесах в десятки раз превосходят наши аппетиты.

Людмила Курлович, ведущий научный сотрудник ФБУ ВНИИЛМ выступила в Рослесхозе с интересными данными. По экспертным оценкам, мы используем только 1,3% запасов черники, 1,5% всей брусники, 2,5% клюквы и голубики, 3,5-4% кедровых орехов и максимум 10% грибов, пригодных к употреблению. Между тем биологический запас грибов в российских лесах составляет 4,3 миллиона тонн, из которых большая часть – 3,5 миллиона тонн произрастает в азиатской части страны. Российские леса необычайно богаты брусникой (биологический запас – более 3 миллионов тонн), черникой (2,6 миллиона тонн), клюквой (1,6 миллиона тонн). Общие объемы дикорастущих ягод оцениваются в 8,8 миллиона тонн. Богаты леса и орехами. К примеру, запасы ценных кедровых орехов чуть-чуть недотягивают до 1 миллиона тонн. Однако все эти дары природы, судя по озвученным Людмилой Курлович цифрам, в основном проходят мимо столов россиян.

«Пищевые лесные ресурсы являются перспективными для экспорта», – отметила Курлович. Спрос на них на зарубежных рынках постоянно растет. По информации Федеральной таможенной службы, в наибольших объемах из России вывозятся кедровые (10-12 тысяч тонн), черника (13-15 тысяч тонн), (3-5 тысячи тонн), (2-3 тысячи тонн), орляк (2 тысячи тонн) и грибы (2-3 тысячи тонн). В «грибном» экспорте лидируют белые (40-60%) и лисички (30-45%). Экспортируются даже такие сложные для заготовки и хранения, но деликатесные ягоды, как княженика (1-2 тонны) и морошка (около 1 тысячи тонн).

В России сбор ягод-грибов для продажи является коммерческой деятностью и подразумевает заключение договоров аренды. Если к грибам и ягодам добавить лекарственные травы, лесные пастбища, растения, являющиеся источниками нектара, то масштабы расточительности становятся еще более очевидны. Людмила Курлович привела убийственные цифры. По данным на 2012 год, для использования недревесных лесных ресурсов на всей территории страны заключено всего 59 договоров аренды на площадь около 0,5 миллиона гектаров. Еще 239 договоров (1,4 миллиона гектаров леса) касаются использования пищевых и лекарственных ресурсов, и 66 договоров (примерно 1 тысяча гектаров) связаны с м плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений.

По мнению Людмилы Курлович, прежде всего в корректировке нуждаются арендные отношения. Как минимум, необходимо снизить минимальный срок аренды с нынешних 10 лет до одного года.

«Данные виды ресурсов очень зависимы от погодных условий, динамики плодоношения и ряда других факторов. Поэтому снижение минимального срока аренды даст возможность в благоприятные годы использовать ресурсы большему числу физических и юридических лиц», – привела она главный аргумент.

С другой стороны, закупку у наия ягод, грибов, лекарственных трав в коммерческих целях давно пора приравнять к предпринимательской деятельности. В ситуации правового вакуума, настаивает Курлович, «из леса бесконтрольно и безвозмездно изымается и сдается коммерческим заготовительным структурам, часто работающим без каких-либо юридических оснований, большое количество пищевых и лекарственных ресурсов».

Позабыто и позаброшено направление, связанное с выращиванием и созданием сортов лесных ягодных растений. Между тем в результате многолетних исследований российскими учеными были разработаны рекомендации по технологии и агротехнике выращивания на плантациях клюквы, брусники и голубики. Были выведены даже первые российские сорта клюквы болотной («Алая заповедная», «Дар Костромы», «Краса Севера», «Сазоновская», «Северянка», «Соминская», «Хотавецкая») и брусники обыкновенной («Костромская розовая» и «Костромичка»). Кстати, средний урожай сортов клюквы на коллекционных участках в десятки раз превышает результат, который возможно достичь в есвенных условиях.

К сожалению, Россия так и не научилась извлекать дивиденды ни из даров природы, растущих в естественных условиях, ни из созданных учеными сортов, отличающихся высокой урожайностью. Вопросов здесь по-прежнему больше, чем ответов. К примеру, как развивать лесные плантации, если по действующему Лесному кодексу любой гражданин имеет право прийти в лес и собрать плоды предпринимательской деятельности, так как земли лесфонда открыты для всех желающих? Получается, что бизнесмен, решивший, к примеру, выращивать в лесу клюкву, юридически никак не защищен от случайно забредших дачников.

На совещании в Рослесхозе было решено, что первым шагом на пути к созданию нормальной, удобной, рациональной системы использования недревесных лесных ресурсов станет сбор экспертных предложений, с одной стороны, по использованию дикорастущих грибов и ягод, а с другой – по стимулированию плантационного разведения даров леса.

Антонина КРАМСКИХ

Источник: Российские лесные ВТИ

Вернуться на главную страницу

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.

Создание и поддержка проекта МА Родемакс  |  ZooAdv - сеть баннерной зоорекламы